31 января вице-премьер-министр — министр социальной политики Сергей
Тигипко заявил, что будет просить премьера отозвать из парламента
пенсионный законопроект № 7455. Однако это отнюдь не означает отказ от
пенсионной реформы, перед первым чтением министр-реформатор всего лишь
собирается внести правки, без которых прохождение проекта через ВР будет
существенно затруднено.
Идеология пенсионной реформы, сводящаяся к сокращению расходов ПФ
одновременно с искусственным увеличением числа работающих за счет
повышения стажа, от этих правок никак не изменится.
Что поменяют Значительная
часть предполагаемых изменений относится к военным. Так, по словам
вице-премьера (см. интервью на стр. 8–9), из законопроекта может быть
убрано ограничение военной пенсии 80% оклада (сегодня — 90%). Большими
расходами это не обернется: 10% военных выплат в 2010-м — это около 400
млн грн, или всего лишь 0,2% пенсионных средств. Зато такая мера может
поубавить сопротивление военного лобби по отношению к реформам. Еще
одна норма непосредственно касается военнослужащих предпенсионного
возраста. Для всех военных размер выслуги на протяжении пяти лет будет
увеличен с 20 до 25 лет (по году в год), но, возможно, на тех из них,
кто заключил последний контракт перед пенсией, эта норма
распространяться не будет. Точно так же могут быть сняты ограничения
по получению госпенсии для военных пенсионеров, занимающих министерские
должности, — в противном случае, Минобороны вполне может оказаться
лишенным до трети. Дело в том, что для всех пенсионеров-госслужащих, в
том числе отставников, проектом № 7455 предполагается выплата не полной
пенсии, включая госпенсию, финансируемую за счет бюджета, а только
обычной — за трудовой стаж, из Пенсионного фонда. Для продолжающих
трудиться на государственной службе отставников это невыгодно, поскольку
их госпенсии зачастую в три-четыре раза больше выплат по закону об
общеобязательном государственном пенсионном страховании. Причем
министерские ставки не всегда компенсируют разницу между двумя этими
пенсиями. Еще одна норма, которую, скорее всего, изменят в
законопроекте, относится к мало оплачиваемым госслужащим пятой-седьмой
категорий, официальные оклады которых составляют 900–1000 грн. Большая
часть из них — это сотрудники районных и областных администраций. В
нынешней редакции проекта их пенсии так же, как и всем госслужащим,
собирались ограничить все теми же 80% оклада. Скорее всего, после
внесения правок эта норма будет изъята, иначе районные и областные
администрации в лучшем случае лишатся большинства сотрудников
предпенсионного возраста и работающих пенсионеров. В худшем — дело может
закончиться стихийными забастовками с полным параличом исполнительной
власти в регионах.
Что останется Практически
все нововведения пенсионного законопроекта касаются тех, кто еще не
вышел на пенсию, — менять уже назначенную пенсию не позволяет
Конституция. Из этого правила есть два исключения — оба они относятся к
работающим пенсионерам. Во-первых, все пенсионеры-госслужащие,
продолжающие работать на государственной службе, в дополнение к зарплате
будут получать исключительно пенсию, рассчитанную по закону об
общеобязательном государственном пенсионном страховании, а финансируемые
из госбюджета надбавки, полученные по другим законам, выплачиваться не
будут. Получать пенсионные выплаты в полном размере они смогут только
после увольнения. Во-вторых, все работающие пенсионеры вне зависимости
от формы собственности своих работодателей на время работы лишаются
права на перерасчет пенсий — он возобновится только после окончательного
отказа от трудовой деятельности. С точки зрения экономии средств
Пенсионного фонда нормы могут оказаться оправданы: экономия даже десятой
части пенсий почти 3,5 млн работающих пенсионеров может дать экономию в
миллиарды гривен. С другой стороны, отечественные предприятия и
учреждения в одночасье рискуют лишиться почти пятой части работников:
они массово будут уходить на пенсию, чтобы не попасть под каток реформы.
Причем сотрудников в большинстве своем опытных и
высококвалифицированных. При этом сам Пенсионный фонд автоматически
лишится отчислений с их зарплат. Все остальные нововведения
законопроекта касаются работающих украинцев. И все они, так или иначе,
преследуют цель экономии денег ПФ: за счет снижения пенсий, повышения
стажа/выслуги или изменения правил начисления пенсий, само собой — в
сторону их уменьшения. Общие для всех пенсионеров правила
законопроекта № 7455 включают повышение стажа, необходимого для
получения пенсии по возрасту: на 10 лет (до 30 лет у женщин и 35 лет у
мужчин). Кроме того, в течение 10 лет после вступления закона в силу с
55 до 60 увеличится пенсионный возраст для женщин. Выйти на пенсию в 55
лет по нынешней редакции законопроекта, в случае его принятия в этом
году, имеют шанс лишь те из них, кто родился до 31 января 1956 года.
Интересно, что в качестве компенсации женщинам — на все время действия
переходного периода — будет назначена надбавка: по 2,5% пенсии за каждые
6 месяцев дополнительного стажа начиная с 55 лет. Правда, тем, кто
будет выходить на пенсию после окончательного повышения пенсионного
возраста, она не положена. Для мужчин пенсионный возраст оставлен
прежним — 60 лет, за исключением госслужащих, для которых он повышен до
62. Впрочем, для госслужащих в проекте приготовлены свои сюрпризы.
Главный из них — упомянутое выше сокращение размера пенсий для
продолжающих работать. Еще один касается размера пенсионного
обеспечения: теперь все без исключения вновь назначаемые пенсии
ограничены 12 прожиточными минимумами для нетрудоспособных лиц (около 9
тыс. грн). Тем же, кто успел получить спецпенсию свыше упомянутых 12
минимумов до вступления в силу изменений пенсионного законодательства,
не будет индексироваться сумма превышения. Впрочем, эти нормы коснутся
считанных пенсионеров — к примеру, сейчас пенсии свыше 9 тыс. грн
получают около 4 тыс. пенсионеров. Но есть в законе нормы, которые
затронут практически всех. Главная из них — новые правила расчета
пенсий. Описать все новации в этой сфере практически невозможно, но суть
их сводится к уменьшению всех вновь начисляемых пенсий до уровня
прожиточного минимума. Простой пример: если сейчас будущий пенсионер для
расчета пенсии может выбрать любые пять лет стажа, которые будут
учитываться вместе со всей зарплатой, полученной с 2000 года, то по
законопроекту для расчета пенсий остается только период «новейшей»
трудовой истории. Все, что пенсионер получал до начала 2000¬го,
учитываться не будет. Характерно, что именно на 1998–2000 гг. пришелся
колоссальный рост налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В итоге
сейчас налогообложение зарплат составляет почти 50% от выплачиваемого на
руки. Вследствие чего от трети до половины всех зарплат — «конвертные».
Соответственно, рассчитанный по новым правилам размер пенсии для
большинства обычных пенсионеров образца 2011 года в случае вступления
закона в силу будет близок к минимальным 750 грн. Как и следовало
ожидать, исключением из общего правила оказались депутаты: их пенсия
хоть и уменьшится (примерно с 15 тыс. до 9 тыс. грн), но, к примеру,
льгота в виде выходного пособия в размере 12 должностных окладов в
законопроекте № 7455 сохранилась. Аналогичные льготы предусмотрены и для
чиновников первого и второго ранга, ушедшим в отставку до достижения
пенсионного возраста. Хотя заместителей министров, глав обладминистраций
и руководителей Администрации президента необеспеченными пенсионерами
уж точно не назовешь.
Итог Справедливости
ради стоит отметить, что упомянутые льготы — скорее исключение для
проекта № 7455. В двух словах логику этого документа можно описать
фразой: «Денег нет уже сейчас, а дальше будет еще хуже». Действительно,
только официальный дефицит Пенсионного фонда вырос с 30 млрд грн в
2009-м до 37 млрд грн в 2010 году. К тому же даже при условии принятия
ВСЕХ крайне непопулярных норм законопроекта № 7455 в 2011-м дефицит ПФ
по правительственному прогнозу уменьшится едва ли до 20 млрд грн. При
этом сэкономить на «сверхпенсиях» существенную сумму никак не
получится: если примерно 190 млрд грн всех пенсионных расходов, включая
деньги на администрирование, разделить на 12 месяцев и 13,7 млн
пенсионеров, получится чуть более 1150 грн в месяц. Именно столько бы
получал каждый украинский пенсионер, если уравнять все пенсии в стране, —
от нескольких сотен грн ежемесячного вспомоществования
нетрудоспособному инвалиду до нескольких десятков тысяч пенсионного
содержания экс-главы НБУ. Для справки: около 9 млн из 13,7 млн
украинских пенсионеров получают менее 1 тыс. грн. Разница в 150–250 грн
может слегка улучшить жизнь этим 9 млн малообеспеченных пенсионеров,
хотя и не позволит платить им пенсию хотя бы на уровне реального
прожиточного минимума (около 2,5 тыс. грн). Но от банкротства Пенсионный
фонд эти 250 грн не спасут. Без реформы банкротство ПФ — вопрос
времени. Дело в том, что сейчас в Украине на 100 работающих приходится
около 90 пенсионеров, а всего через 12–15 лет это соотношение будет на
уровне 1 к 1. Пенсионные платежи вырастут, поступления уменьшатся вместе
с числом работающих. Поэтому первоочередная задача пенсионной реформы —
хотя бы отсрочить банкротство ПФ, которое при нынешнем положении дел
случится не через 12–15 лет, а через год-два. Ни о какой социальной
справедливости при подобном положении дел говорить не приходится.
Владимир Хомяков, «Контракты»
|