Как известно, солидарная система базируется на выплате пенсий и предоставлении социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда Украины.
Из этого фонда, согласно ст. 9 Закона, могут быть назначены такие
пенсии, как: пенсия по возрасту, пенсия по инвалидности вследствие
общего заболевания (в т. ч. увечья, не связанного с работой,
инвалидности с детства), пенсия в связи
с утратой кормильца. Но не следует путать пенсионные системы и виды
пенсионных выплат: если гражданину можно получать пенсии из разных
уровней системы, то сама пенсионная выплата может быть
одной-единственной. Об этом говорит ст. 10 Закона: "Лицу, имеющему
одновременно право на разные виды пенсий (по возрасту, по инвалидности, в
связи с утратой кормильца), назначается один их этих видов пенсий по
его выбору". Так что, принимая решение, нужно взвесить все "за" и "против" и подсчитать, какую пенсию получать выгоднее.
Горячиться и спешить собирать все необходимые документы за год до
"праздника со слезами на глазах" не следует – в соответствии с ч. 2 ст.
44 Закона, заявление о назначении пенсии по возрасту может быть подано
застрахованным лицом не ранее, чем за месяц до достижения пенсионного
возраста. Согласно Порядку предоставления и оформления документов для
назначения (перерасчета) пенсий, утвержденному Постановлением Правления
ПФУ от 25.11.2005 № 22-1 (в ред. от 22.01.2010, далее – Порядок),
обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после
возникновения права на пенсию, но не ранее, чем за месяц до достижения
пенсионного возраста. Поэтому мужчинам, согласно ст. 60 Закона, можно
начинать беспокоиться о статусе пенсионера за месяц до 60-летия, а
женщинам – до 55-летия или в любое время после юбилея.
Что должен включать в себя пакет документов
В зависимости от того, оформляет пенсию работающий гражданин(-ка) или
домохозяйка(-ин), названным Порядком предусматриваются два "адреса" для
обращения с заявлением о назначении пенсии. Неработающим гражданам
необходимо обратиться в орган, назначающий пенсию, по месту жительства
(регистрации). Кстати, совсем не обязательно обращаться лично: и
Законом, и Порядком предусматривается право будущего пенсионера оформить
пенсию через своего представителя, выдав последнему нотариальную
доверенность. Для тех, кто еще "в строю", Порядком предусмотрена подача
заявления о назначении пенсии в управление ПФУ через уполномоченное
должностное лицо предприятия, учреждения, организации, где этот
гражданин работает (как правило, такими вопросами ведают бухгалтерия и
отдел кадров). Разумеется, по желанию работник может подать заявление и
лично по месту жительства.
Касательно формальной стороны вопроса, то документы, необходимые для
назначения пенсии, могут быть поданы как в оригиналах, так и в
нотариально засвидетельствованных копиях (или заверенные администрацией
предприятия, подающего документы заявителя на назначении пенсии, или
органом, назначающим пенсию). Однако документы о стаже, возрасте и
заработной плате подаются только в оригиналах. В случае, если
подтверждением страхового стажа является трудовая книжка, подается ее
копия, заверенная администрацией предприятия по месту последней работы,
или органом, назначающим пенсию.
Для оформления пенсии по возрасту необходимо собрать следующие
документы: 1) справка налоговой администрации о присвоении
идентификационного номера заявителю; 2) трудовая книжка или документы о
стаже, причем за период работы с 01.01.2004 отдел персонифицированного
учета органа, назначающего пенсию, выдает справку из базы данных; 3)
справка о заработной плате за период страхового стажа до 01.07.2000, а
начиная с 01.07.2000 – индивидуальные сведения о застрахованном лице,
которые выдаются отделом персонифицированного учета по форме; 4)
документы о месте жительства (регистрации); 5) документы,
свидетельствующие об особом статусе лица, например, "чернобыльское"
удостоверение.
Разумеется, кроме перечисленного, "пенсионный пакет" включает копию
паспорта, в некоторых случаях копию документа об образовании (если, к
примеру, заявитель обучался на дневной форме обучения), копию
свидетельства о рождении ребенка, копию свидетельства о заключении брака
(при смене фамилии). Кроме того, если заявитель является лицом
неработающим, ему необходимо предоставить также справку из налоговых
органов о том, состоит ли он на учете как субъект предпринимательской
деятельности и об источниках доходов с 01.07.2000 по дату подачи
заявления.